Россия не готова к массовому распространению электромобилей. По этому показателю она существенно отстает от международных лидеров. В рейтинге голландской аудиторской компании KPMG Россия заняла 23-е место из 25 стран, набрав всего 1,8 балла из 10.
При расчете индекса аналитики учитывали количество электромобилей в стране, их долю в общем объеме продаж, инвестиции в их разработку, наличие станций подзарядки и даже готовность граждан пересаживаться на «электрички».
Как это ни парадоксально, но лидерами рейтинга оказались вовсе не Китай и США, где зарегистрировано наибольшее количество электромобилей (3,5 и 1,5 млн штук соответственно). Они заняли лишь 20-е (!) и 4-е места.
В первую тройку вошли Нидерланды, Норвегия и Швеция. Лучшее проникновение электромобилей показали лидеры — Норвегия (11,5% от всего парка) и Нидерланды (2,5%).
По данным KPMG, парк электромобилей в России сейчас насчитывает лишь 1000 единиц, так что их доля в общем количестве автомобилей стремится к нулю. По развитию технологий и инноваций в электротранспорте Россия оказалась на последнем, 25-м месте: в стране нет локальных современных разработок в области электротранспорта, не хватает местных игроков авторынка международного уровня и очень скромные инвестиции в электромобили.
В то же время «Автостат» насчитал в стране почти 8000 электромобилей. Столь разные оценки обусловлены тем, что KPMG учитывает только официальный импорт новых авто, а «Автостат» — количество зарегистрированных в МВД машин. Самым массовым электромобилем в стране является Nissan Leaf (6746 штук), который никогда официально не импортировался и завозится в основном в виде «бэушек» из Японии.
Возможность выпуска электромобилей в России рассматривает только альянс Renault-Nissan, говорится в исследовании. В 2019 году Renault интересовалась мерами господдержки производства электромобилей, но конкретных планов по локализации этих моделей у компании нет, сообщил «Ведомостям» представитель концерна.
Существует проблема и с инфраструктурой. На всю территорию России приходится не более 150 зарядных станций.
KPMG в своем рейтинге исследует только легковые электромобили. Но компания отмечает достижения КАМАЗа и мэрии Москвы в развитии электробусов: в этом году КАМАЗ поставил городу по госзаказу уже 450-й электробус.
Еще одной причиной отставания России в распространении электромобилей является отсутствие четкой государственной программы по развитию этой сферы. В частности, в 2018 году президент Владимир Путин заявил, что для России является приоритетным использование автомобилей на газовом топливе. В итоге сейчас инвестиции вкладываются именно в это направление: строятся заправки, субсидируется перевод авто на метан и так далее.